Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Скоро 8 Марта. Уже сто лет (начиная с 1921 года) в России это не просто дата на календаре, а день солидарности женщин в борьбе за равные права. Отличный повод оценить, что происходит с равноправием и гендерными стереотипами на современном российском рынке труда. Мы собрали в этой статье результаты двух опросов, которые провела Служба исследований HeadHunter.

Гендерные предпочтения при найме

Закон запрещает оказывать предпочтение каким-либо кандидатам или ограничивать чьи-то права при найме в зависимости от пола. Равно как и в зависимости от любых других критериев, не связанных с деловыми качествами. Нельзя писать желаемый пол кандидата в вакансиях. Но в реальности поиск кандидатов определенного пола по-прежнему имеет место, хотя и негласно. Осенью 2019 года мы спросили 117 представителей работодателей (в основном это были рекрутеры), как часто такое явление случается в их практике.

Как часто ищут сотрудников определенного пола

Подавляющему большинству опрошенных работодателей (96%) приходилось целенаправленно искать кандидатов определенного пола. В 2011 году в похожем опросе эта доля была меньше — 88%.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Практика предпочтений кандидатов по полу меньше развита в крупных компаниях (от 500 сотрудников), чем в небольших, а также в российских подразделениях иностранных компаний и в российских компаниях с офисами за рубежом.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Чаще всего подбор кандидатов конкретного пола проводится на позиции неквалифицированного персонала (рабочие, административный персонал, например секретари и администраторы офиса, и так далее) — 30% работодателей утверждают, что целенаправленно ищут только мужчин или только женщин на эти позиции постоянно. В целом чем выше позиция, тем реже на нее ищут кандидата конкретного пола.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Чем работодатели объясняют гендерные предпочтения

Главные причины, по которым рекрутеры ведут отбор кандидатов на основании их пола, — это требования заказчика подбора (обычно это будущий руководитель нанимаемого сотрудника) и особенности должностных обязанностей (по 64%). Иными словами, это либо личные внутренние установки руководителя, либо гендерные стереотипы о том, что с теми или иными задачами лучше справляются представители конкретного пола.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

В 2011 году в похожем опросе самой популярной причиной (ее тогда выбрали 59% респондентов) стало то, что требовался кандидат с «чисто мужскими» или с «чисто женскими» качествами, а на втором месте была специфика коллектива (42%). Прихотью заказчика подбора предпочтение в пользу определенного пола тогда объясняли лишь 21% опрошенных.

Неудобные вопросы при найме

Не секрет, что, когда работодатели при найме предпочитают кандидатов-мужчин, это происходит не только из-за стереотипов о лучшем соответствии мужчин той или иной должности, но и из-за опасений, что женщина может в любой момент уйти в декрет. Женщины-соискатели по этой причине порой жалуются, что сталкиваются на собеседованиях со слишком личными вопросами о своем семейном положении и планах на увеличение семьи. Мы поинтересовались у представителей работодателей, как они относятся к практике подобных вопросов. Оказалось, что, по мнению большинства, женщинам такой вопрос задавать нужно, а мужчинам — нет.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Но в разрезе регионов и типа компании отношение к практике таких вопросов отличается. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в компаниях с прозападной культурой (российских офисах иностранных компаний и российских компаниях, имеющих офисы за рубежом) чаще считают такой вопрос ненужным, чем в регионах и в чисто российских компаниях.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?
Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Гендерная разница в зарплатах

Много говорится о том, что дискриминация по полу в трудовых отношениях проявляется также в размерах зарплат — мужчинам платят больше, чем женщинам. Мы не можем достоверно проверить, есть ли такая разница и если да, насколько она существенна. Но мы выяснили кое-что не менее интересное. А именно: есть ли разница между зарплатными ожиданиями мужчин и женщин в рамках одних и тех же профобластей.

Мы проанализировали медианные значения желаемых зарплат, которые соискатели указали в своих резюме на hh.ru в 2019–2020 годах, и посчитали разницу между ожидаемыми зарплатами в резюме мужчин и в резюме женщин.

Оказалось, что женщины сами склонны рассчитывать на меньший размер зарплаты, чем мужчины. Эта тенденция проявляется во всех профобластях, но в некоторых она выражена особенно заметно. Так, в сфере консультирования, продаж и высшего менеджмента разрыв в зарплатных ожиданиях мужчин и женщин составляет от 40 до 46 процентов. В наименьшей степени эта разница выражена у юристов, а также у тех, кто работает в сфере транспорта и логистики (там разница в зарплатных ожиданиях составляет 10-11 процентов).

Смотрите на данные таблицы и делайте выводы.

Ожидаемые зарплаты из резюме мужчин и женщин

(по профобластям, Россия, 2019-2020 гг., руб., медианные значения)

ПрофобластьЖенщиныМужчиныРазница
Консультирование35 00065 000–46%
Высший менеджмент60 000100 000–40%
Продажи30 00050 000–40%
Добыча сырья50 00080 000–38%
Рабочий персонал25 00040 000–38%
Банки, инвестиции, лизинг40 00060 000–33%
Бухгалтерия, финансы40 00060 000–33%
Домашний персонал40 00060 000–33%
Госслужба, НКО35 00050 000–30%
Медицина, фармацевтика45 00060 000–25%
Административный персонал30 00040 000–25%
Безопасность30 00040 000–25%
Строительство, недвижимость50 00065 000–23%
Туризм, гостиницы, рестораны35 00045 000–22%
Автомобильный бизнес40 00050 000–20%
Инсталляция и сервис40 00050 000–20%
Искусство, массмедиа40 00050 000–20%
Маркетинг, реклама, PR40 00050 000–20%
Наука, образование40 00050 000–20%
Производство40 00050 000–20%
Спорт, салоны красоты40 00050 000–20%
Страхование40 00050 000–20%
Управление персоналом40 00050 000–20%
Закупки50 00060 000–17%
Информационные технологии50 00060 000–17%
Начало карьеры, студенты25 00030 000–17%
Транспорт, логистика40 00045 000–11%
Юристы45 00050 000–10%

Отношение к женщинам-руководителям

Осенью 2019 годы мы также опросили более 2200 работающих соискателей об их отношении к женщинам-руководителям. Вот какие результаты мы получили.

Среди женщин руководителей меньше, чем среди мужчин.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Работающие женщины чаще, чем мужчины, считают, что им мешает развиваться не только гендерная, но и возрастная дискриминация, а также боязнь перемен. А мужчины чаще женщин считают, что им ничего не мешает развиваться.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Мужчины-руководители чаще женщин задумываются о создании своего бизнеса в отрасли.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Подчиненные предпочитают руководителей-мужчин

Работе женщин-руководителей их подчиненные чаще ставят низкую оценку, чем работе мужчин-руководителей.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Работающие соискатели, чьим руководителем является женщина, чаще положительно отнеслись бы к тому, если бы на ее место пришел мужчина: 39% против 15% при ситуации наоборот.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Стереотипы о женщинах-руководителях

Женщины чаще мужчин считают, что женщинам на руководящих позициях приходится труднее, чем мужчинам.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

При этом даже на причины этих сложностей опрошенные мужчины и женщины смотрят по-разному. Женщины чаще всего считают, что им сложнее руководить, потому что их редко воспринимают всерьез (43%), контрагенты и партнеры не заинтересованы в ведении дел с женщинами (38%), а также потому, что им приходится уделять время семье (31%). А вот мужчины полагают, что женщинам труднее дается руководство, потому что они излишне эмоциональны, (52%) и потому, что мужчины вообще по природе лучше справляются с ролью руководителя (38%).

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Поскольку 9% опрошенных считают, что женщинам быть руководителями даже проще, чем мужчинам, мы спросили их о причинах такого мнения. И здесь представления разных полов тоже разошлись. Если сами женщины считают, что они быстрее мужчин адаптируются к изменениям (53%), лучше справляются с поддержанием командного духа, мотивацией подчиненных (44%) и что они более инициативны (40%), то мужчины чаще всего объясняли свой ответ тем, что от работы женщин просто ниже ожидания.

Достижимо ли гендерное равенство на рынке труда?

Выбирая ответ «Другое», мужчины написали, например, такие объяснения:

  • «Во всех организациях, где работают преимущественно женщины, имеет место женская солидарность»;
  • «Женщин жалеют и поэтому лояльнее относятся к их промахам»;
  • «Женщины одновременно пользуются равноправием полов и преимуществами слабого пола»;
  • «Женщины по природе более приспособлены к рутине»;
  • «Им позволили занимать доминирующее положение в обществе, которым они давно скрыто злоупотребляют»;
  • «Женщины лучше работают в режиме многозадачности».

В заключение — несколько историй, которые участницы опроса рассказали о своих карьерах:

Словом, идея, которая лежит в основе праздника 8 Марта, по-прежнему актуальна. По крайней мере, на рынке труда — точно.

Желаем каждому, чтобы гендерные и иные не связанные с профессионализмом предпочтения и стереотипы не мешали вашей карьере. А компаниям всегда нужно помнить, что программы и проекты по снижению гендерного неравенства компаний — мировых лидеров подтверждают, что отсутствие дискриминации значительно повышает финансовые результаты бизнеса.